8 января учащиеся 10-11-х классов посетили Дом-музей, музей-театр, мемориальный дом Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
"У одних вид пропасти вызывает отчаяние,
у других - мысль о мосте."
Всеволод Мейерхольд.
8 января, в рамках регионального проекта "Культурная суббота", учащиеся 10-11-х классов (классные руководители Хомутова Г.Н и Бахмутова М.Ф.) МБОУ СОШ с.Сосновка Бессоновского района посетили Дом-музей, музей-театр, мемориальный дом Всеволода Эмильевича Мейерхольда - уникальное место в Пензе, куда очень интересно сходить.
Само здание мемориального музея - это объект культурного наследия федерального значения. Красивое деревянное здание, с резными наличниками, очень выделяется на общем фоне и на него сразу обращаешь внимание. Дом большой, внешний вид даже немного сказочный какой-то, а стоит он на улице Володарского, 59.
С 1881 (год постройки дома) по 1896 год здесь жила семья Всеволода Мейерхольда. Мейерхольд из довольно зажиточной семьи, его отец занимался производством вина, имел свой завод. Настоящее имя Вс. Мейерхольда - Карл Казимир Теодор Мейергольд, он родился в Пензе в 1874 году в немецкой лютеранской семье. В 1895 году он сменил имя, отказался от прусского гражданства, поступил в Московский университет.
Творческую жизнь Всеволод Мейерхольд начинал как актер в Московском Художественном театре у Владимира Немировича-Данченко. Потом был творческий поиск, который вылился в открытие собственного театра в Херсоне, а потом пришел его звездный час, когда Станиславский предложил ему открыть в Москве театр-студию, мечтавший стать режиссером Мейерхольд ухватился за эту идею, но не один спектакль не дошел до премьеры.
Позднее он едет в Петербург по приглашению Веры Комиссаржевской, вот тут случается театральная сенсация, он ставит спектакль "Балаганчик" по произведению Александра Блока. "Переплетение форм марионеточного театра с театром живых актеров", позднее этот жанр сам режиссер назовет "биомеханика". В 1907 году Всеволод Мейерхольд становится главным режиссером Императорских театров - Мариинского и Александрийского. Вы только представьте, что это значит, и какой он был фигурой в театральных кругах.
С приходом советской власти все вроде бы идет неплохо, режиссер вступает в ряды компартии, его спектакли становятся более коммунистическими, в них блистает Зинаида Райх, а потом вокруг него начинается какая-то мышиная возня. В 1934 году Мейерхольд ставит спектакль "Дама с камелиями", главная роль - Зинаида Райх. Спектакль не понравился Сталину, Райх пишет открытое письмо и обвиняет его в том, что он ничего не понимает в искусстве. Последствия не заставили себя долго ждать, московский театр закрывают, Мейерхольда арестовывают, а Зинаида Райх была убита в своей квартире через несколько дней после его ареста (Мейерхольд так и не узнал об этом), он долго подвергался пыткам и допросам в Лубянской тюрьме, а в феврале 1940 года был расстрелян и похоронен в общей могиле, как враг народа...
Вот такая судьба человека...
В музее располагается "Театр Доктора Дапертутто" - это профессиональный государственный драматический театр, где играют только мужчины. В постановках используются вокальные номера, музыкальные партии, хореографическое (пластическое) и сценическое мастерство, а так же ... куклы-манекены. Осталось только добавить почему Дапертутто. Это псевдоним Всеволода Мейерхольда, который он умыкнул из его любимой повести Эрнста Гофмана "Приключения в Новогоднюю ночь".
А мы идем в дом-музей. В первом зале экспозиция, посвященная его жизни в Петербурге, во время сотрудничества с Верой Комиссаржевской. Очень много фотографий: это и сцены из спектаклей, и моменты репетиций, и эскизы театральных костюмов.
Затем мы переходим в следующий зал, который посвящен именно направлению "биомеханика". Это театральный термин, с помощью которого сам Мейерхольд называет систему упражнений, которые направлены на развитие тела актера на уровне марионетки.
И последний зал, самый большой, где представлены вещи, мебель, посуда, которые никогда не покидали этот дом. Очень много семейных фотографий. Рабочий стол Всеволода Мейерхольда. Эти экспонаты просто относятся к той эпохе, и их можно потрогать и даже примерять.
Нам понравился и музей, и экскурсия, очень жаль, что не попали на спектакль. Мы всем предлагаем посетить этот музей.